1979 это год кого
1979: Год перемен в советском образовании
1979 год стал поворотным моментом в истории советского образования. Начались реформы, были разработаны инновационные методики, и возникли идеи, которые легли в основу дальнейшего развития системы просвещения.
Говорящие животные и зеленая школа
Ключевым событием года стал Второй всесоюзный съезд учителей, на котором выступила Евгения Ильинична Ильина. Ее доклад "О путях совершенствования обучения грамоте младших школьников" вызвал широкий резонанс и положил начало дискуссиям о необходимости обновления методики обучения.
Ильина предложила отказаться от обучения звукам и ориентироваться на обучение целыми словами. Кроме того, она выступала за раннее развитие детей и считала, что обучать их чтению и письму можно уже в детском саду.
Идеи Ильиной нашли поддержку среди молодых и прогрессивных учителей, но встретили сопротивление со стороны консервативно настроенных педагогов. Тем не менее, они стали основой для дальнейших реформ.
Реформа образования
В 1979 году были предприняты первые шаги по реформированию советского образования. Была введена единая система трехступенчатого образования: начальная, средняя и высшая. Учебные программы и планы были обновлены, чтобы соответствовать потребностям общества и уровню развития науки и техники.
Реформы были направлены на повышение качества образования, усиление связи между школой и производством, а также на создание условий для всестороннего развития личности.
Пособие "Овцы в волчьей шкуре"
Поворотным событием в советском образовании стала публикация в 1979 году книги "Овцы в волчьей шкуре" авторства Виктора Ивановича Топалова. Эта книга была посвящена проблеме детской преступности и получила широкий общественный резонанс.
Топалов провел детальное исследование причин, которые толкают детей на преступный путь. Он описал различные типы криминальных групп и показал, как они действуют. Книга стала важным инструментом для понимания и решения проблемы детской преступности.
Публикация "Овец в волчьей шкуре" вызвала бурную дискуссию и стала стимулом для создания новых программ и учреждений по профилактике и борьбе с детской преступностью.
Начало модернизации системы образования
1979 год ознаменовал собой начало модернизации советской системы образования. Идеи, высказанные и реализованные в этом году, оказали глубокое влияние на дальнейшее развитие отечественного просвещения.
Реформы, предложенные Евгенией Ильиничной Ильиной, заложили основу для формирования современных методик обучения грамоте. Пособие "Овцы в волчьей шкуре" стало отправной точкой для борьбы с детской преступностью. А обновление учебных программ и создание единой системы образования способствовали повышению качества образования и подготовке специалистов, отвечающих требованиям времени.
Зарождение новых педагогических идей в советской школе
В середине XX века в советской системе образования назрели перемены. Традиционные подходы к обучению перестали отвечать запросам времени. В этот период возникли новые педагогические идеи, направленные на развитие творческого мышления, раннего обучения и индивидуализацию учебного процесса.
Методика кубиков Зайцева
В 1982 году учитель начальных классов Наталья Зайцева опубликовала книгу "Учите детей думать", в которой представила свою новаторскую методику раннего обучения чтению и письму. Эта методика, получившая название "метод кубиков", предполагала использование кубиков, на гранях которых были изображены буквы и слоги. Зайцева считала, что игровой формат позволяет детям легко и быстро осваивать чтение и способствует развитию их умственных способностей.
Индивидуальные программы Шаталова
Другой выдающийся педагог того периода, Виктор Шаталов, разработал собственную методику преподавания математики, основанную на принципах развивающего обучения. Шаталов предлагал отказаться от традиционного построения урока и перейти на организацию занятий по индивидуальным программам, которые составлялись для каждого ученика в соответствии с его уровнем подготовки и интересами. Он также выступал за раннее развитие детей и использование игровых элементов в учебном процессе.
Игра как метод обучения
Идеи Шаталова нашли отклик у других педагогов-новаторов. Владимир Воскобович разработал систему развивающих игр для детей дошкольного возраста. Эти игры были направлены на развитие мышления, воображения и мелкой моторики. Воскобович считал, что игра является наиболее эффективным способом обучения в раннем возрасте.
Элементы психологии в педагогике
В это же время идеи психологии стали проникать в педагогику. Шалва Амонашвили разработал систему гуманной педагогики, основанную на уважении к личности ребенка и создании благоприятной психологической атмосферы в классе. Амонашвили считал, что учитель должен выступать не только как транслятор знаний, но и как помощник и наставник своих учеников.
Компьютеризация образования
В последней четверти XX века в образовательный процесс стал активно внедряться компьютер. Евдокия Томская разработала методику обучения математике с использованием компьютерных технологий. Она считала, что применение компьютеров позволяет индивидуализировать обучение, сделать его более интересным и эффективным.
Реформы образования: от идеи до реализации
Постановка задачи: Постановление 1977 года
В 1977 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем улучшении обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" обозначило необходимость значительных изменений в системе образования. Основными направлениями реформы стали укрепление материально-технической базы, повышение уровня подготовки учителей, улучшение качества учебных материалов и введение профильного обучения для подготовки учащихся к профессиям.
Укрепление материально-технической базы
В рамках реформ была проведена масштабная программа по строительству и реконструкции школьных зданий, созданию новых учебных кабинетов и оснащению их современным оборудованием. В целях повышения безопасности в школах были заменены устаревшие отопительные и вентиляционные системы, установлены системы пожаротушения и пожарной сигнализации.
Повышение квалификации и качества педагогического состава
Одним из ключевых аспектов реформы стало повышение квалификации и профессионального уровня педагогических работников. Были организованы курсы повышения квалификации, специализированные семинары и тренинги для учителей. В педагогические вузы были привлечены опытные специалисты из различных отраслей экономики и науки для преподавания специальных дисциплин.
Усовершенствование учебных программ и материалов
В ходе реформы была проведена переработка содержания школьных учебных программ и учебников. Содержание учебных материалов было обновлено с учетом современных научных достижений и требований к профессиональной подготовке выпускников. Разрабатывались новые учебные пособия, методические рекомендации и дидактические материалы, учитывающие возрастные особенности и индивидуальные потребности учащихся.
Введение профильного обучения
Реформа предусматривала введение профильного обучения в старших классах школы. Учащиеся могли выбрать один из предусмотренных профилей, таких как гуманитарный, естественно-научный, физико-математический, технический и другие. По выбранному направлению углубленно изучались соответствующие предметы, а также вводились курсы по выбору, которые позволяли учащимся расширить свои знания и приобрести дополнительные навыки.